Самый первый фильм в мире

Заядлые киноманы и сериаломаны, любители короткометражек и полного метра, документального и развлекательного кино, ваши любимые фильмы никогда не появились бы на свет, если не ряд обстоятельств, которые дали толчок развитию кинематографа. С каждым годом качество съёмки, оборудования, графики и закрученность сюжета возрастает, а каким был первый в мире фильм, с чего всё начиналось, вы узнаете из статьи.

Немного теории

Кинематограф – сфера деятельности человека, которая заключается в создании анимированных картинок. В качестве синонимов «кинематографа» используют слова «синематограф» и «кинематография».

В кинематографе можно выделить два основных направления: киноискусство и киноиндустрию.

Второе направление (киноиндустрия) развёрнуто в большинстве стран и сосредоточено на киностудиях, являясь само по себе коммерческой деятельностью и строкой, пополняющей бюджет государства.

Кинематограф

На что снимали первое кино

Своим появлением кинематограф обязан сразу нескольким изобретениям. Речь идёт о сухом броможелатиновом процессе с высоким уровнем светочувствительности, гибкой и прочной фотоплёнке, высокоскоростном аппарате для хронофотографической съёмки и таком же скоростном проекторе.

«Сцены в саду Раундхэй» опередили «Прибытие…» Люмьеров

Картина «Roundhay Garden Scene» 1888 года на семь лет опередила официальный День Рождения кинематографа. Она идёт всего 2 секунды.

Режиссёром картины стал Луи ле Принц – француз, проживавший с семьёй в Англии. «Сцены в саду Раундхэй» были записаны на плёнку из бумаги с предварительным покрытием последней фотоэмульсией.

К сожалению, судьба ле Принца до конца не понятна и трагична. В 1890 году Луи пропал без вести с поезда из Дижона в Париж.

Начало эпохи кинематографии

Несмотря на заслуги француза ле Принца, начало эпохи кинематографии ознаменовала другая картина. Документальная короткометражка братьев Люмьер заслужила общественное признание и повсеместно считается 1-м в мире фильмом.

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» — именно такое название носит картина 1895 года в дословном переводе с французского языка. В отечественной литературе можно встретить названия: «Прибытие почтового поезда» или «Прибытие поезда».

Хронометраж «Прибытия…» — 49 секунд, и, естественно, ни о каком звуковом ряде речи не идёт.

Во многих источниках указывается, что картина была продемонстрирована в 1895 на первом коммерческом показе в Париже, однако это не так. Широкой публике фильм был продемонстрирован 6 января 1896.

В Россию новинка попала в мае этого же года. Картину показали зрителям в московском театре Солодовникова, где она произвела сильное впечатление.

Позже, фильм нашёл отражение в советском кино, правда, в ироничной ипостаси – «Человек с бульвара Капуцинов» с А. Мироновым изображал довольно противоречивое начало истории кинематографа.

Кинорежиссёры Российской империи не остались в стороне, сняв «Перенесение иконы Озерянской Божьей матери» и «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Съемки производились в Харькове.

«Захватывающий» сюжет и работа в кадре

Сюжет картины незамысловат. Зритель видит, как поезд останавливается на железнодорожном вокзале в Ла-Сиоте, а пассажиры движутся к своим вагонам. Тем не менее, фильм пользовался популярностью – ожившая картинка получила широкое распространение.

Некоторые источники утверждают, что людей, непривычных к таким технологиям, показ фильма приводил в состояние шока, а некоторых даже пугал. Современники Люмьеров оказались не готовы к «ожившим» изображениям и отшатывались от экранов, чтобы поезд, движущийся по направлению к зрителям, их не сбил.

Сюжет и работа в кадре

Картина Огюста Луи Мари Николя и Луи Жана Люмьеров приобрела статус канонического кино. На плоском экране появился движущийся поезд, который медленно приближался, а затем «выходил» за границы экрана, демонстрируя пространство и перспективу. Кроме того, авторы сняли людей в трёх планах (крупном, среднем, общем).

После выхода у картины появилось много последователей и подражателей: огромное количество авторов занялось съемками версий фильма, с разницей лишь в локациях и названии – сюжет оставался прежним.

Француз Мари-Жорж-Жан Мельес снял фильмы о прибытии поезда на вокзал ­Жуэнвиля и Винсенна.

Кстати

Это не всё, что можно узнать о самом первом фильме.

  • «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» значится в каталоге Люмьеров под номером 653
  • Сайт Filmsite.org признал фильм одной из самых вызывающих страх сцен кинематографа
  • «Прибытие…» было переснято в 1934 году одним из братьев Люмьер в стереоформате

Время немого кино

Первые фильмы, в большинстве своём, принадлежали к документальному кино и были короткометражками, изображающими сцены приезда поездов, перенесения религиозных святынь и прочее. Их хронометраж был не более 1,5 минуты.

Ограниченное время зависело от аппаратуры, которая использовалась в те времена. В начале 20-ого века хронометраж картин вырос до 15-20 минут показа.

Новую струю в немое кино добавили всё те же братья Люмьер, которые придали ему комедийный характер.

С совершенствованием кинотехники, у авторов появилось больше пространства для творчества, развития игрового жанра, постановочных сцен. Именно так появляется разделение фильмов на жанры с их многообразием художественных приёмов.

Высшей точки развития немое кино достигает в 20-30 годах прошлого века.

Чаплин

Одним из наиболее известных актёров немого кино является знаменитый Чарли Чаплин.

Первый фильм со звукорядом

Фильм-мюзикл «Певец джаза» стал первым полнометражным кино со звукорядом. Картину продемонстрировали зрителю в 1927 году. Этот момент ознаменовал завершение эпохи немого кино.

Фильм со звукорядом

Песенные эпизоды, диалоги с синхронной озвучкой, записанные с помощью технологии Вайтафон, стали настоящей изюминкой картины.

Не сказать, что это был самый первый фильм со звукорядом, но раньше технология использовалась для производства короткометражек, а «Певец джаза» стал первым полнометражным фильмом.

В основе сюжета лежит пьеса С. Рафаэльсона, где главный герой вопреки традициям собственной иудейской семьи, распевает песни в пивной. Из-за этого родные выгоняют его из дома, а впоследствии он становится знаменитым исполнителем джаза.

Режиссёром картины выступил Алан Кросланд, а главного героя сыграл Эл Джолсон, ставший самым знаменитым актёром своего времени.

На создание фильма ушла беспрецедентная по тем временам сумма в 423 тысячи долларов (к слову, компания Уорнер тратила на создание фильмов значительно меньше). Однако, это был успех, благодаря которому современные фильмы выглядят и звучат именно так, как мы привыкли.

Появление цветности в кино

Цветность в кинематограф пришла не сразу, хотя выход первого цветного фильма датируется тем же годом, что и появление черно-белого – 1895. Он назывался «Annabelle Serpentine Dance». Первым цветным фильмом, который принёс деньги своему создателю, был фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса (мы уже говорили о нём ранее). Оба фильма были изначально сняты в чёрно-белом варианте, а после каждый кадр разукрашивался вручную.

На рубеже 19 и 20 веков была запатентована технология съёмки цветных кинофильмов. Каждый кадр снимали отдельно через синий, красный и зелёный фильтры.

Двадцатые года прошлого века стали период охлаждения интереса зрителей к цветным картинам – их воспринимали в лучшем случае как развлечение. Авторы также избегали цветности, поскольку технология была недоработана, имея существенные недочёты, и стоила достаточно дорого. А потому большинство «серьёзных картин» того времени были в черно-белом цвете.

Чуть позже технология была доработана и киноиндустрия заработала на полную мощность.

Сказать, что всё возможное в этой сфере уже открыто было бы глупо, ведь каждый год режиссёры, техники придумывают что-то новое, что раньше казалось невозможным.