Самые смешные Российские кинокомедии
Несмотря на очевидный спад, настигший российское кино вслед за экономическими и политическими преобразованиями на грани веков, кинематографисты продолжили свою работу. Конечно, времена и внешние обстоятельства наложили свой отпечаток на кинопродукцию тех лет. Многие российские комедии, рассказывающие о реалиях жизни, по прошествии не такого долгого времени выглядят не очень-то смешными. Но даже в условиях общего спада и карликовых бюджетов, чуть ли не на коленке, без помощи государства в 1990-х кинематографисты смогли выпустить на экраны «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки», «Мама, не горюй» и «Ширли-мырли».
В 2000-х годах начала улучшаться экономическая ситуация. Наряду с частными финансированием в кино понемногу пошли и деньги государственной поддержки. Вряд ли можно говорить о каком-либо качественном скачке или появлении шедевров. Просто возрос средний уровень картин.
У режиссёров появилась возможность привлекать к работе качественные коллективы. Способствовала развитию комедийного жанра в кино и свежая кровь – в кино пришли бывшие участники КВН, уже успевшие основать и раскрутить собственные телевизионные шоу. «ДМБ», «Жмурки», «День выборов», «День радио», «Каникулы строгого режима», «Ёлки» — вот далеко не полный перечень лучших российских комедий, вышедших на экраны в 21-м веке.
Составление рейтингов любых художественных произведений дело неблагодарное. На вкус и цвет, как известно, товарища нет. Для одних зрителей «Жмурки» — это отличная комедия, передающая реалии времени. Для других – гимн бандитскому быдлу, от которого страдала Россия. Американский метод подсчёта кассовых сборов тоже не годится: «Особенности национальной охоты» вышли в свет в то время, когда кинотеатры спешно перепрофилировались в автосалоны и магазины секонд-хенда. Ни о каких кассовых сборах тогда нельзя было и мечтать. Поэтому стоит просто вспомнить лучшие российские комедии, не устраивая состязаний рейтингов и бюджетов.
Содержание
«ДМБ» (2000)
История о трёх призывниках, названная по принятому в армии сокращению слова «демобилизация», заканчивается не увольнением из армии, а всего лишь присягой. Однако даже за недолгий срок Пуля, Бомба и Штык сполна познают, насколько в армии важны инициатива (добрались до части сами и привезли с собой пьяного прапорщика), сплочённость (азербайджанцы, попытавшиеся наехать на Бомбу, получают жестокий отпор военных) и находчивость (выживают в диком беспорядке на подсобном хозяйстве).
Режиссёр «ДМБ» Роман Качанов привлёк к работе над сценарием Ивана Охлобыстина, параллельно сыгравшего контрразведчика. Скорее всего, именно перу Охлобыстина принадлежит масса фраз из фильма, ставших крылатыми. Изложенные на бумаге, они кажутся лишёнными всякого смысла. Но для успеха картины они стали бесценной находкой.
«Особенности национальной охоты» (1995)
После показа «Особенностей национальной охоты» на ОРТ в июне 1996 года (в мёртвый, как считают телевизионщики, сезон) фильм мгновенно стал хитом. Полная абсурда история о выезде сплочённой мужской компании на охоту была мгновенно разобрана на цитаты, размножена на миллионах VHS-кассет и стала классикой. Робкие попытки покритиковать обилие сцен распития спиртного были заглушены восторженным смехом всех слоёв зрителей. Оказалось, что даже такие далёкие друг от друга люди, как генерал, бизнесмен, актёр, милиционер, егерь и непонятный финн легко находят общий язык и уживаются с помощью застолья и охоты.
Режиссёр Александр Рогожкин и собранная им команда актёров попали в точку с первого же выстрела. Впоследствии этот коллектив подарил любителям кино ещё несколько прекрасных фильмов.
«День выборов» (2007)
Предвыборная кампания технического кандидата в одном из провинциальных российских городов, проведённая силами десанта московского «Как бы радио» наталкивается на изощрённое сопротивление местных кадров в лице как бандитов, так и милиционеров. Искромётный коллектив персонажей, толком ни в чём, кроме болтовни по радио не разбирающихся, постоянно попадает в трагикомические ситуации. Москвичи всё же приводят своего кандидата к победе, но триумф оборачивается пшиком – команда «Как бы радио» работала на выборах не в том регионе…
Кроме отличной постановки (режиссёр Олег Фомин) и массы смешных ситуаций и диалогов «День выборов» запомнился отличным саундтреком, в записи которого участвовали ведущие на тот момент российские рок-музыканты.
«Жмурки» (2005)
В 2005 году Алексей Балабанов, уже успевший прославиться фильмами «Брат» и «Брат-2», обратился к жанру чёрной комедии. Уже сам слоган фильма «Жмурки» «Для тех, кто выжил в 90-е» подразумевал наличие кровавых сцен и смертей. Но даже такой материал режиссёр и актёры ухитрились сделать смешным. Разборки, убийства, пытки, обман и подставы показаны в виде абсолютно повседневных дел. Киллеры путают жертв, наркоторговцы содержимое чемоданов, а бандиты ошибаются адресами квартир. Всё это снято на фоне унылых провинциальных пейзажей, которые делают ещё смешнее попытки бандитов представить себя серьёзными людьми, решающими вопросы. И даже переехав в Москву и став уважаемыми членами общества, герои Алексея Панина и Дмитрия Дюжева грустно вздыхают – жить стало труднее, убивать больше нельзя.
«Мама, не горюй» (1997)
Фильму «Мама, не горюй» немного не повезло со временем выхода на экраны: предыдущий год был триумфом «Брата», и сравнений было не избежать. Хотя в своём дебютном фильме Максим Пежемский и не собирался поднимать вопросы справедливости или борьбы добра со злом. Сдобренное зачастую весьма чёрным юмором переплетение персонажей, отличающихся друг от друга чисто формально – по профессии, а во всём остальном схожих как капли воды, ничего кроме смеха вызвать не может. Оказывается, что прокурорские, бандиты, наркоманы, менты, афганцы, деловые и их окружение живут одной жизнью и разговаривают на одном языке, состоящем из русских слов, но непонятном посторонним. Да и масть этих людей, выражаясь их же языком, меняется в зависимости от времени суток и окружения. В общем, как сказал один из персонажей: «Там, если люди встретятся, то молчат. И то не по-русски».
«День радио» (2008)
Герои «Дня выборов» на этот раз загнали себя в почти безвыходное положение сами. Узнав, что конкуренты перехватили у них тему радиомарафона, на «Как бы радио» решают заняться спасением катера со зверинцем. Катер превращается в лайнер, зверинец – чуть ли не в Ноев ковчег, а герои, выкручиваясь из щекотливой ситуации, успевают между выходами в эфир напиться, отравиться пирожками, поссориться и помириться, а также послушать «Ногу свело», «ЧайФ», «Мумий тролль», «Несчастный случай» и «Вязаный жакет» в исполнении Николая Фоменко.
«Особенности национальной рыбалки» (1998)
«Поохотились – теперь порыбачим!» (официальный слоган). Компания из «Особенностей национальной охоты» теперь собралась на рыбалку, но принципиально это ничего не изменило. Разве что масштабы отдыха стали больше (количество имеющейся водки удивило даже военных моряков), да действие, не ограничиваясь Россией, цепляет и Финляндию. По ходу действия герои помогают хозяину отеля в Финляндии избежать обвинения в незаконном обороте спиртного, обеспечивают моряку-Иванычу награду и находят на морском дня коньяк ещё наполеоновских времён.
«Ёлки» (2010)
Тимур Бекмамбетов снял отличную подборку взаимосвязанных новогодних новелл с участием Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Сергея Гармаша и Веры Брежневой. Герои фильма, действие которого происходит в нескольких городах, в канун Нового года попадают в смешные и не очень ситуации. Как и положено новогодней сказке, всё заканчивается очень хорошо. В фильме хватает и юмора, и романтики, и весьма неожиданных поворотов сюжета. В итоге получилась картина, вполне достойная просмотра в новогодние праздники.