Самые интересные фильмы о Чернобыле и Припять
Сегодня можно говорить не только о катастрофе, но и о её последствиях. И чем дальше от нас апрель 1986 года, тем шире и разнообразнее рассматривает чернобыльскую тему мировой кинематограф. Топ-10 фильмов о взрыве на Чернобыльской атомной электростанции — это десять точек зрения на одно и то же событие, которые хоть и меняются со временем, но преследуют одну цель — заставить человека просчитывать события на несколько шагов вперёд.
Содержание
10 — Я помню (2005)
Режиссёр Сергей Сичев. Беларусь.
Когда-то маленький Толик оказался почти в эпицентре страшных событий. До сих пор детские воспоминания не дают покоя. Почему-то брошен родной дом, а вместе с ним и часть его безмятежной жизни. Тогда они жили в маленькой деревушке под Гомелем, каких-то сто километров от атомной станции.
Прошли годы, и художник Анатолий Буслов решил навестить родные места. Радость и удивление охватывают его при виде почти забытой деревни. Люди по-прежнему живут, работают, растят детей. В деревне нужны рабочие руки, и Анатолий решает расписать местную церковь.
9 — Аврора (1999)
Украинский режиссёр Оксана Байрак сняла фильм о популярном танцоре и маленькой девочке, в чью судьбу вмешалась Чернобыльская катастрофа. Нельзя сказать, что лента о событиях 1986 года, скорее она о внутренней трагедии Ника Астахова — прожигателя жизни и баловня судьбы.
Классика жанра — добро и зло, расчёт и беспомощность. Он — благополучный американец в зените славы, она — умирающая детдомовка из далёкой Украины. Аврора — сирота, до взрыва жила в одном из детских домов Припяти и мечтала о карьере балерины, но получила свою дозу радиации, а вместе с ней смертный приговор. Единственный шанс выжить — операция в известной американской клинике. Случайная встреча с переживающим творческий кризис Ником круто меняет судьбы обоих.
8 — Рейнджер из атомной зоны (1999)
Режиссёр Вячеслав Никифоров. Россия—Беларусь.
Зона отчуждения — не только Украина. Часть Беларуси также оказалась в колючей проволоке, в ней также, на первый взгляд, замерла жизнь. Но на покинутой территории по прежнему работают, грабят, убивают и любят. Капитан 2-го ранга в отставке по кличке Барсук решил навести за колючкой порядок. Почти Рембо в белорусском исполнении.
Дикие законы, установленные мародёрами и торговцами наркотой, не устраивают «рейнджера из атомной зоны». Вместе с другом, капитаном милиции, он старается предотвратить утечку заражённых товаров за пределы территории отчуждения.
7 — В субботу (2011)
Режиссёр Александр Миндадзе. Россия—Германия—Украина.
Идут первые сутки после аварии, беда уже пришла, но об этом пока никто не знает. Молодой коммунист Валерий должен выполнить приказ партийного руководства — молчать, не рассказывать людям об опасности. Но если промолчать, пострадают самые близкие и любимые. Так как поступить — предупредить их или хранить тайну? Узнав одним из первых о катастрофе, он пытается выбраться из города, но ему постоянно что-то мешает. Из-за этого на протяжении всего фильма Валерию приходится делать выбор. И жизнь раз за разом отходит на второй план, уступая место чести и совести.
Фильм этот не о Чернобыльской катастрофе, он о крушении общества, в котором мы жили.
6 — Мотыльки (2013)
Режиссёр Виталий Воробьёв. Украина.
Душещипательный фильм о Чернобыльской катастрофе на примере одной влюблённой пары, порхающей, как мотыльки, по мёртвому уже городу. Похоже, за основу сериала режиссёр взял российский фильм 1994 года «Завтра. Любовь в запретной зоне» режиссёра Александра Панкратова.
Встретились двое — 17-летняя девушка и солдат-ликвидатор. Ни он, ни она пока не знают, какие последствия несёт в себе взрыв, прогремевший на атомной станции. Они радуются, оставшись одни в пустом городе, и наслаждаются уединением. Правда доходит не сразу. Радиация уже пометила свои жертвы, и времени на жизнь совсем не осталось.
5 — Год собаки (1994)
Режиссёр Семён Аранович.
Бывший зек спас от бандитов немолодую женщину. В знак благодарности или по зову внезапно вспыхнувшей любви Вера последовала за Сергеем в зону отчуждения. Теперь они оба изгои, получившие смертельную дозу радиации, которым нет места в привычном мире. Непонятые и непринятые в прошлой жизни, они находят счастье и смысл существования друг в друге. Впереди совсем мало времени, но обоим не нужно будущее, они счастливы настоящим. «Играйте, сударь, играйте. Мы идём домой».
Домом стал затерянный в лесу, опустевший посёлок. Ни Вера, ни Сергей пока не знают, что оказались в заражённой зоне. Их устраивает одиночество и не волнует вопрос, куда делись люди. Но зона полна человеческого отребья, которое роет, тащит, мародёрствует, и тут же продаёт, меняет и развивает свой чёрный бизнес.
Эти двое хоть и изгои, но на порядок выше отторгнувшего их мира. Они познали ценности, недоступные обывателю. Они на самом деле «светятся» — в любом смысле этого слова.
4 — Третья планета (1991)
Начитавшись ужасов про воздействие радиации, режиссёр Александр Рогожкин снял фантастический триллер о некой аномальной зоне, после атомной катастрофы погрузившейся под воду.
Главный герой Антон тщетно пытается спасти от смертельной болезни свою 15-летнюю дочь Алёну. Позади череда клиник и титулованных врачей. Осталась последняя надежда — где-то в Зоне обитают люди-мутанты, способные творить чудеса. А может и сама Зона, почти полностью погребённая под водой, поможет девочке вернуться к жизни.
В результате незваные гости навсегда остаются в таинственной Зоне, а девочка и её новый друг уходят за горизонт, покидая цивилизацию. Хочется верить, что планету ждёт возрождение.
3 — Чёрный аист (1993)
Фильм режиссёра Виктора Турова по мотивам повести Виктора Козько «Спаси и помилуй нас, чёрный ангел».
Не все покинули родные места после Чернобыльской катастрофы. В забытой деревне по-прежнему живут люди. Неважно, по какой причине остались они в заражённой зоне, это их выбор, но благодаря им деревня жива. Каждый надеется, что со дня на день вернутся соседи, родные, а значит и прежняя жизнь. А пока своими силами пашут ставшие ничейными земли, налаживают свой небольшой бизнес, принимают незваных гостей.
2 — Чернобыль: Последнее предупреждение (1991)
Фильм можно назвать документально-художественным, так как в основу взята книга Роберта П. Гейла и Т. Хаузера «Последнее предупреждение: Наследие Чернобыля». На основе документальных событий в фильме освещены первые часы, дни и недели после взрыва на атомной электростанции. Хронология событий отслеживается во времени и пространстве. Чем больше времени прошло с момента трагедии, тем дальше от эпицентра разворачиваются события, постепенно перемещаясь из Припяти в Киев, а затем в Москву.
Это лента о слаженной работе специалистов разных стран, помогающих России в устранении последствий атомного взрыва. Фильм довольно точно передаёт атмосферу тех дней. Безмятежность, постепенно переходящая в удивление и непонимание, быстро превращается во всеохватный ужас и панику, попытка скрыть на первых этапах подлинный масштаб катастрофы в геометрической прогрессии увеличивает количество жертв среди ликвидаторов и жителей города.
1 — Распад (1990)
Фильм-катастрофа Михаила Беликова «Распад» охватывает события первой недели после взрыва.
Распад — не просто спонтанное изменение состава и строения атомных ядер, это распад семей, судеб, жизненных ценностей.
Не все смогли оценить масштаб трагедии. Ещё несколько часов в городе поддерживалась иллюзия мирной жизни — работали школы, заключались браки, сотрудники АЭС оставались на своих местах. Одним из первых узнал о случившемся оператор станции Игнат.
Врач Толик в силу профессии тоже смог оценить опасность. Но его попытки достучаться до администрации с требованием начать эвакуацию разбились о тупость и высокомерие чиновников. Беспомощными на фоне бушующего пожара выглядят люди, кое-как прикрывшиеся свинцовыми пластинами. Им, как и Толику, тоже получившему дозу облучения, жить осталось совсем недолго.
Журналист Александр мечется между семьёй и долгом, пытаясь одновременно наладить эвакуацию и тушить горящий энергоблок.
Молодожёны Люба и Валерий сбежали с собственной свадьбы. Вернулись они уже совсем в другой город и в другую жизнь.