Лучшие советские фильмы-детективы
По прошествии всего трёх десятков лет оказалось, что советские кинематографисты выдавали очень качественную продукцию, да ещё и в весьма приличных количествах. В СССР ежегодно снимались сотни художественных, телевизионных, документальных и мультипликационных картин, десятки из которых стали шедеврами не только своих жанров, но и мирового кино.
Качественной работе талантливых людей не мешало ни мифическое отсутствие свободы слова, ни «диктат партаппаратчиков», ни «невозможность самореализации». Зритель голосовал за советское кино ногами и рублём. В кинотеатрах лучшие картины давали выручку в десятки миллионов рублей. А во время премьер таких телевизионных фильмов, как «17 мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя» улицы советских городов были пустыми.
Вот, например, далеко не полный список фильмов, премьера которых состоялась в 1979 году, когда, как сейчас модно считать, застой своей липкой паутиной душил творческую инициативу во всех областях жизни:
- «Экипаж»;
- «В моей смерти прошу винить Клаву К.»;
- «Цыган»;
- «Вавилон ХХ»;
- «Сталкер»;
- «Сыщик»;
- «Гараж»;
- «Голубой карбункул»;
- «С любимыми не расставайтесь»;
- «Москва слезам не верит»;
- «Осенний марафон»;
- «Похищение «Савойи»;
- «Пираты ХХ века»;
- «Осенний марафон»;
- «Отель «У погибшего альпиниста».
Кроме того, в конце 1979 года состоялась премьера телевизионного фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». А чуть ранее на голубые экраны вышла картина Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В 1979 году закончилась работа над фильмом Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», премьера которого состоялась 1 января 1980 года.
И год 1979 не был исключением. Годом ранее зрители впервые увидели «Мой ласковый и нежный зверь», «Уроки французского», «Конец императора тайги» и «Квартет Гварнери». В 1980 году кинематографисты подарили зрителям «Петровку, 38», «Огарёва, 6», «За спичками», «Хлеб, золото, наган» и «Мерседес» уходит от погони».
Таким образом, каждый год в Советском Союзе снимали минимум несколько фильмов, приобретавших всенародную популярность. Поэтому выбирать лучшие из фильмов, даже в каком-то одном жанре, дело очень непростое. Но делать это стоит хотя бы для того, чтобы ещё раз вспомнить эти превосходные картины и людей, вложивших в них свой труд и душу. Итак, лучшие советские детективные телевизионные фильмы.
Содержание
«Место встречи изменить нельзя»
11 ноября 1979 года миллионы советских телезрителей увидели начало истории о борьбе сыщиков Московского уголовного розыска с бандой «Чёрная кошка» сразу после окончания Великой Отечественной Войны. Уже с первой серии чрезвычайно обаятельный Владимир Конкин, игравший Шарапова, серьёзный и одновременно остроумный Владимир Высоцкий, исполнивший роль капитана Жеглова, и другие актёры очаровали зрителей. Показ по Центральному телевидению СССР остальных серий, закончившийся 16 ноября, сопровождался аншлагом, если это слово применительно к телевизионным передачам — все спешили к телевизорам на показ очередного эпизода.
В «Месте встречи…» было успешным всё. Повесть братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой был создан сценарий, имела не только довольно интересный сюжет, но и позволяла через психологические моменты раскрывать характеры даже совсем эпизодических персонажей. На съёмках этому способствовали режиссёр Станислав Говорухин и актёрский состав. Говорухин сумел дать каждому из актёров, участвовавших в съёмках, реализовать себя, иногда раскрывая даже им самим неведомые грани таланта.
К примеру, Виктор Павлов, ранее игравший любо юмористических, либо откровенно картонных персонажей, блестяще исполнил роль Левченко — бандита, воевавшего вместе с Шараповым на фронте, в критический момент решившего пожертвовать своей жизнью, но не выдать бывшего командира. Точность сценария и постановки отлично подчёркивает наличие у каждого персонажа хоть одной фразы, ставшей крылатой.
В итоге у создателей получился прекрасный фильм с драматичным сюжетом, короткими психологическими вставками (монологи персонажа Зиновия Гердта об эре милосердия и «гражданки Соболевской» о Фоксе), и, хоть и не энергичной, но очень яркой концовкой.
«Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
Строго, говоря, «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» это название первых двух серий цикла фильмов режиссёра Игоря Масленникова о великом сыщике и его ассистенте. Но любой зритель, конечно же, подразумевает под ним все пять фильмов, в рамках которых на экран вышли 13 историй Артура Конан-Дойля.
Сюжеты серий не слишком отличаются от канвы рассказов создателя Шерлока Холмса. Изюминками сериала являются как раз режиссёрские и актёрские находки. Знаменитая английская чопорность в фильмах часто доводится до гротеска. Холмс часто откровенно подшучивает над Ватсоном, чего последний практически никогда не замечает. Актёрский дуэт Василия Ливанова (Холмс) и Виталия Соломина (Ватсон) выглядит настолько органичным, что герои кажутся знакомыми с детства.
Успех первого фильма позволил Масленникову привлечь к съёмкам последующих эпизодов таких известных актёров, как Никита Михалков, Евгений Стеблов, Сергей Шакуров, Александр Адабашьян и Виктор Проскурин. Работы коллектива оценили не только советские зрители. В 2005 году Василий Ливанов как лучший неанглоязычный исполнитель роли Холмса стал Кавалером ордена Британской империи.
«Визит к Минотавру»
Фильм Эльдара Уразбаева «Визит к Минотавру» зрители впервые увидели в 1987 году. Интригующее название картины, как оказалось, не имело ничего общего с её содержанием. Под поединком с мифическим Минотавром и братья Вайнеры, по произведению которых был снят фильм, и режиссёр-постановщик понимали способность человека противостоять собственным слабостям и порокам, добиться успеха в своём деле, прилагая тяжёлые усилия.
В фильме «Визит к Минотавру» одновременно развиваются две сюжетные линии. Следователь Станислав Тихонов (его роль исполняет Сергей Шакуров) расследует похищение скрипки Страдивари из дома известного скрипача.
Следствие идёт очень неровно, наталкиваясь на противостояние имеющих серьёзные связи преступников, стремящихся подставить Тихонову его давнего знакомого зоолога Иконникова, когда-то хотевшего стать скрипачом.
Во второй сюжетной линии рассказывается о работе великого Антонио Страдивари, создававшего бесценные скрипки, но не находившего понимания у родного сына. В итоге на исходе жизни мастер передал свои знания и опыт Джузеппе Гварнери.
Кроме Шакурова, сыгравшего и следователя, и Страдивари, отличной игрой в фильме отметились Валентин Гафт (Иконников), и Ростислав Плятт, сыгравший роль ещё одного скрипичного мастера Николо Амати. Для великого актёра это была последняя роль в кино.
«Противостояние»
Сюжет фильма Семёна Арановича по роману Юлиана Семёнова «Противостояние» построен по схожему принципу с сюжетом «Визита к Минотавру». Идёт одновременный рассказ о событиях времён Великой Отечественной Войны и повествование об охоте за кровожадным преступником. Постепенно выясняется, что и через десятки лет война может дотянуться до современности. Сотрудники милиции и КГБ постепенно распутывают ниточку, соединяющую подготовленного фашистами диверсанта и убийцу, пытающегося уйти от возмездия. Причём, следуя за этой нитью, им приходится пересекать весь СССР от Чукотки до Адлера.
Фильм стал бенефисом Олега Басилашвили, исполнившего роль следователя Костенко.
«ТАСС уполномочен заявить»
Если Стивен Кинг обычно недоволен экранизациями своих произведений, то Юлиан Семёнов в этом отношении был полной его противоположностью. Все фильмы, поставленные по его книгам, начиная с «17 мгновений весны», были удачными. Не стал исключением и телесериал «ТАСС уполномочен заявить…» (1984).
Сюжет картины закручен вокруг агента ЦРУ, работающего в Москве. Для того, чтобы разоблачить его, сотрудникам КГБ приходится работать на трёх континентах. В конце концов они всё же вынуждают противников ошибиться и спасают своего коллегу, в качестве заложника оказавшегося в тюрьме в далёкой африканской стране.
Режиссёр Владимир Фокин привлёк к работе над фильмом Вячеслава Тихонова, Юрия Соломина, Вахтанга Кикабидзе, Ирину Алфёрову, Михаила Глузского и других известных актёров.